Некрылова О.А. - методист-логопед
Организация работ по коррекционно-педагогической службе
Комитетом по образованию администрации Новохоперского района работа по организации коррекционно-педагогической (логопедической) службы на логопунктах и в речевых группах дошкольных образовательных учреждений проводится в соответствии с Положением о логопедических пунктах при общеобразовательных школах, сборником приказов и инструкций Министерства образования РСФСР № 26 1979 г., Письмом Министра образования Российской Федерации от 14 декабря 2002 г. № 2; Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи, сборником приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР № 3 1971 г.
В августе 1999 года в комитете по образованию Новохоперского района введена должность методиста-логопеда. С этого момента начала свою работу логопедическая служба района, которая имела следующий состав: методист-логопед, учитель-логопед Новохоперской гимназии, учитель-логопед Елань-Коленовской школы № 2.
Но охват детей, нуждающихся в логопедической помощи, было недостаточным, поэтому были дополнительно введены ставки учителей-логопедов в штатное расписание следующих образовательных учреждений района:
- Елань-Коленовская школа № 1 среднего (полного) общего образования;
- Краснянская школа среднего (полного) общего образования;
- Новохоперская школа № 2 среднего (полного) общего образования.
И введены по 0, 5 ставки учителя-логопеда в штатное расписание следующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений района:
- Новохоперский детский сад № 3 "Солнышко";
- Новохоперский детский сад "Родничок";
- Елань-Коленовский детский сад "Светлячок";
- Елань-Коленовский детский сад "Дюймовочка".
На основании приказа № 82-а от 17 октября 2003 года комитета по образованию администрации Новохоперского района "О создании логопедических групп в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях района" и в соответствии с Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи созданы 3 логопедические группы ФФН в следующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях района:
- Новохоперский детский сад № 3 "Солнышко";
- Елань-Коленовский детский сад "Светлячок";
- Новохоперский центр развития ребенка - детский сад № 1.
Основными задачами логопедической службы являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся в школах и ДОУ района;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися и будущими школьниками общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, воспитателей, родителей обучающихся.
Логопедическая служба района в 2003-2004 учебных годах представлена 10 специалистами. Работа логопедической службы ведется по нескольким направлениям.
Первое направление - коррекционно-развивающая работа в школах и ДОУ района по выявлению, преодолению и своевременному предупреждению различных нарушений устной и письменной речи у школьников и воспитанников ДОУ.
Работая в этом направлении, учителя-логопеды проводят в начале учебного года обследование речевого развития детей, зачисляя их в логопункты, с последующим объединением их в логопедические группы по ведущему признаку их речевого дефекта, что позволяет решать вопросы организации коррекционно-педагогической работы с детьми и определяет последовательность, содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе, а также систематически проводят общегрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
В свою очередь комитет по образованию осуществляет постоянный контроль за работой логопедических пунктов и за работой логопедических групп в соответствии с Письмом Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2. Ежегодно:
- 15.09. - завершается обследование логопатов;
- 20.09. - логопедом предоставляется список всех логопатов, нуждающихся в занятиях;
- к 01.10. - заполняются речевые карты на детей, впервые зачисленных.
Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года по устранению у детей нарушений в развитии устной и письменной речи.
Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, строится на основе общедидактических требований: последовательности и систематичности логопедических занятий, сознательности и активности самих детей, доступности выбираемого материала и прочности отрабатываемых навыков и умений детей. Многообразие проявлений речевого дефекта, частое сочетание различных дефектов требует от логопедов подбора сугубо индивидуальных приемов работы с каждым ребенком.
На основании материалов обследования логопатов учителями-логопедами составляется общий план работы на учебный год, в котором предусматриваются следующие разделы работы:
- обследование учащихся школ и воспитанников ДОУ района;
- распределение по группам детей, зачисленных на логопедический пункт;
- составление расписания занятий и сообщение его учащимся - логопатам, учителям, воспитателям и родителям;
- консультирование воспитателей, учителей по коррекции речевых нарушений;
- мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей, воспитателей и родителей;
- мероприятия по улучшению оснащенности логопедического пункта учебно-методическими пособиями, дидактическим наглядным материалом;
- мероприятия по повышению собственной квалификации.
Кроме годового плана, учителя-логопеды на основании материалов обследования, составляют перспективный план работы для каждой группы учащихся, в котором отмечают: состав учащихся и краткая характеристика проявлений речевого недоразвития, основная последовательность работы, примерные сроки прохождения каждого этапа, учебно-наглядные пособия.
Обязательным для учителей-логопедов является и составление поурочных планов занятий с указанием темы, цели, этапов занятий и того учебного материала, который будет использован на данном этапе. Поурочные планы составляют с учетом положений перспективной работы с каждой группой логопатов.
При составлении планов учителя-логопеды используют методические рекомендации различных авторов, выбирая из них наиболее эффективные для данного случая.
Количество детей зачисленных, выпущенных и оставленных в логопунктах в период с 2001 по 2003 учебные года:
- 2001-2002 учебный год: обучалось детей - 207, выпущено с испрасленной речью - 106, оставлено детей (сложность дефекта) - 97.
- 2002-2003 учебный год: обучалось детей - 186, выпущено с испрасленной речью - 136, оставлено детей (сложность дефекта) - 46.
Второе направление работы логопедической службы - участие районной психолого-медико-педагогической комиссии.
В случае необходимости уточнения диагноза обучающихся с нарушениями речи с согласия родителей направляются учителем-логопедом в ПМПК.
ПМПК осуществляет свою работу на базе МУЗ "Новохоперской ЦРБ". За период 2002-2003 учебные года ПМПК было просмотрено около пятисот школьников и воспитанников ДОУ. Были даны заключения и рекомендации по обучению и воспитанию детей с теми или иными нарушениями.
Третье направление работы - повышение квалификации уровня знаний учителей-логопедов. С этой целью в марте 2003 года было проведено методическое объединение "Новые подходы в обучении и воспитании детей с нарушениями речи". Повышают свою квалификацию учителя-логопеды через прохождение курсов в г. Воронеже и Борисоглебске.
В 2002-2003 учебном году логопедическая служба начала работать в новом направлении - "Школа передового педагогического мастерства", в ходе которого также осуществляется работа по повышению уровня квалификации и педагогического мастерства учителей-логопедов. Работая в этом направлении логопедическая служба в январе 2003 года провела на базе Новохоперского центра развития ребенка - детский сад № 1 семинар-практикум "Развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников".
Пятое направление работы логопедической службы - просвещение работников образования, родителей в области логопедии. В связи с этим в феврале 2003 года логопедическая служба принимала участие в проведении общерайонной акции "За здоровый образ жизни". Логопеды работают в тесном контакте с воспитателями, учителями, родителями которые закрепляют речевые навыки, приобретенные детьми в процессе логопедических занятий. Формы работы с учителями и воспитателями различны: консультации, открытые занятия, беседы. В дошкольных общеобразовательных учреждениях в конце учебного года логопеды совместно с музыкальными работниками проводят речевые праздники, на которых дети после логопедических занятий демонстрируют свои успехи.
Кроме этого, по инициативе комитета по образованию в районной газете "Вести" ведется рубрика "Логопед советует", где публикуются статьи ведущих логопедов района по таким проблемам как развитие связной речи и подготовка к успешному овладению письменной формы речи.
Каждый год на основании приказов главного управления образования администрации Воронежской области "О проведении областного смотра кабинетов дошкольных логопедических групп и логопунктов" и приказов председателя комитета по образованию администрации Новохоперского района "О проведении районного смотра-конкурса школьных и дошкольных логопедических кабинетов" проводится районный смотр-конкурс логопедических кабинетов.